«Консультационный
центр в ДОУ, как одна из форм
оказания ранней помощи
родителям с детьми дошкольного возраста,
в т.ч. от 0 до 3-х лет,
преимущественно не посещающих дошкольную образовательную организацию, включая
детей с особыми образовательными потребностями».
Маграмова Мадина
Магомедовна
педагог-психолог МБДОУ ЦРР №2 «Горяночка».
Сложности родителей в воспитании детей дошкольного возраста во многом
связаны с их недостаточной психолого-педагогической компетентностью. Несмотря
на большое количество существующих на сегодняшний день педагогических пособий,
они не могут решить проблемы каждой конкретной семьи. Поэтому родителям
необходима консультативная помощь специалистов.
В настоящее время активно развиваются новые формы дошкольного образования.
Одной из таких форм является организация консультационных центров на
базе ДОУ для родителей (законных представителей) с детьми дошкольного
возраста, в т.ч. от 0 до 3-х лет, преимущественно не посещающих дошкольную
образовательную организацию, включая детей с особыми образовательными
потребностями.
С этой целью на базе нашего ДОУ создан Консультационный центр,
обеспечивающий оказание психолого-педагогической, диагностической и
консультативной помощи родителям с детьми дошкольного возраста.
Основные задачи Центра:
- оказание консультативной помощи родителям (законным представителям) воспитывающих
детей, не посещающих образовательные учреждения по различным вопросам
воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста;
- оказание всесторонней помощи родителям (законным представителям)
воспитывающих детей 0-7 лет, не посещающих образовательные учреждения, в
обеспечении равных стартовых возможностей при поступлении в школу;
- оказание содействия в социализации детей дошкольного возраста, не посещающих
образовательные дошкольные учреждения;
- проведение комплексной профилактики различных отклонений в физическом,
психическом и социальном развитии детей дошкольного возраста, не посещающих
образовательные учреждения;
- оказание помощи в смягчении адаптационного периода у будущего воспитанника
детского сада.
С целью привлечения родителей к деятельности консультационного центра мы дали
информационные объявления в СМИ, а также разместили информацию на сайте ДОУ.
Консультативный центр работает 3 раза в неделю с 14.00 до 15.30.
Предварительная запись родителей по телефону к специалистам на консультацию
адресуется администрации ДОУ. Родители сообщают, какая проблема их волнует, и
определяют наиболее удобное для них время посещения консультационного центра.
Исходя из заявленной тематики, администрация привлекает к проведению
консультации того специалиста, который владеет необходимой информацией в полной
мере.
Организация коррекционно-педагогической помощи родителям (законным
представителям) строится на основе интеграции деятельности специалистов:
воспитателя, педагога-психолога, медицинского работника, музыкального
руководителя, инструктора по ФИЗО.
Консультирование родителей (законных представителей) проводим как отдельно, так
и общими усилиями — одним или несколькими специалистами одновременно. Это
зависит от запроса родителей, сложности проблемы, с которой они обратились,
особенностей развития ребёнка.
Практика общения с родителями позволила нам выявить наиболее типичные
проблемы, волнующие взрослых, обращающихся за консультативной помощью.
Так, к основным проблемам можно отнести:
- невозможность посещения ребёнком дошкольного учреждения в силу специфики
заболевания. Данная проблема связана, прежде всего, с необходимостью комплексной
помощи всех специалистов Центра родителям в вопросах воспитания, обучения и
развития особого ребёнка;
- преодоление адаптационного периода у будущего воспитанника
детского сада. Эта проблема волнует наиболее многочисленную категорию
взрослых, которая представлена разным составом: родители, бабушки, дедушки,
опекуны. Оказывает помощь этой категории взрослых воспитатель,
педагог-психолог;
- соответствие психофизического развития ребёнка возрастным
нормам. Вопрос особенностей развития детей преддошкольного возраста
также является актуальным вопросом для многих родителей, которые нуждаются в
практических рекомендациях по продвижению своего ребёнка в разных сферах
компетенции: интеллектуальной, физической, социальной,
художественно-эстетической, коммуникативной. В этой связи перед нами стоит
задача профилактики возможных нарушений в развитии детей. Здесь наибольшую
помощь оказывают все специалисты центра;
- готовность ребёнка к школьному обучению. Эта проблема
волнует родителей детей старшего дошкольного возраста и, в основном, связана с
необходимостью выбора образовательного учреждения для обучения ребёнка. Но мы
видим актуальность данной проблемы глубже, и обусловлена она важными моментами.
С одной стороны, дети, не посещающие ДОУ, часто не готовы войти в новую школьную
жизнь. Их воспитание нередко осуществлялось стихийно, без чёткой обоснованной
программы, вне определённой системы. Возможно, они подготовлены
интеллектуально, но у них не сформирована мотивация обучения в школе, они не
готовы проявлять внимательность и усидчивость, испытывают сложности в общении
со сверстниками. Переход в школу и адаптация к школьной жизни у них затруднена.
С другой стороны, существует ещё и социальная проблема. Основным
преимуществом детского сада является возможность для ребёнка общаться со
сверстниками. Круг общения многих «домашних» детей ограничивается родителями,
родственниками и друзьями родителей. Чтобы школа не превратилась для ребёнка и
его родителей в «сплошной кошмар», важно вовремя помочь семье.
Интересуют родителей и вопросы послушания ребёнка, организация его
досуга и многое другое. В Центре родители получают ответы на свои
вопросы, и мы, специалисты центра стараемся развеять тревоги и сомнения или,
наоборот, скорректировать воспитательные воздействия.
Анализ проблем позволил нам определить формы сотрудничества с
родителями в рамках консультационного центра.
1. Обеспечиваем родителей необходимой информацией на печатных и
электронных носителях (памятки, буклеты-сопровождение, анкетирование,
подборки практического материала, фото- и видеоматериалы, газета).
2. Отвечаем на обращения родителей, присланные по электронной почте
или заданные по телефону.
3. Одной из традиционных форм взаимодействия нашего центра с семьёй
является консультирование педагогами родителей — индивидуальное
и групповое. Консультации проводятся специалистами, исходя из запроса
родителей и с учётом особенностей развития детей.
Во время индивидуальных встреч родители получают рекомендации по вопросам
воспитания и обучения. Оказываем помощь в создании в семье
коррекционно-развивающею среды: советуем, какие игрушки и предметы можно
использовать в играх с ребенком; что можно сделать своими руками для развития
познавательных процессов. Знакомим с детской литературой; обучаем родителей
несложным приемам и упражнениям на развитие мелкой и общей моторики,
артикуляционной гимнастики.
Групповое консультирование осуществляем следующим образом: в состав группы
подбираем родителей, озабоченных однотипными проблемами в развитии и воспитании
детей, такое деление на группы позволяет создать доверительную атмосферу при
обсуждении тем. Работая в микро-группе родители видят, что они не одиноки в своих
проблемах и тревогах, узнают пути, которыми другие родители решают возникающие
трудности.
4. Интересной и результативной формой работы с родителями – является практическая
деятельность специалистов с родителями. Это проведение мастер-классов,
тренингов дидактического взаимодействия (как правильно заниматься с детьми; как
относиться к ошибкам и исправлять их). Считаем, что организация таких
практикумов целесообразна, так как родители приобретают определённый
педагогический опыт.
5. Использование ИКТ имеет свои преимущества перед
традиционными формами работы с родителями. Эффективным средством знакомства с
особенностями работы того или иного специалиста центра является мультимедийная
презентация для взрослых по актуальным вопросам с целью ознакомления, обучения
и вовлечения родителей в процесс развития и образования детей дошкольного
возраста.
Изучение нового с помощью презентации весьма увлекательно, так как включает
самые разнообразные материалы: схемы, таблицы, видео- и аудио-фрагменты,
элементы анимации. Знакомим с актуальными вопросами по воспитанию детей,
используя медиа-пособия, а также образовательные порталы и сайты в Интернете.
Используем показ элементов коррекционных занятий специалистами Центра.
Анализируя деятельность по работе консультационного центра, следует
отметить ряд трудностей, с которыми мы столкнулись:
- с целью привлечения родителей к деятельности нашего Консультационного центра
мы вынуждены неоднократно подавать информацию в местные СМИ, мы
ищем разнообразные пути информирования населения о нашей работе;
- нередко обращаются родители, дети которых посещают дошкольные образовательные
учреждения, но в данных учреждениях нет специалистов: педагогов-психологов.
Как правило, эта категория детей имеют различные нарушения в развитии и
нуждаются в комплексной помощи специалистов;
- отсутствие у родителей психолого-педагогических знаний приводит
к неадекватной оценке возможностей ребёнка: завышение или занижение требований
приносит отрицательные плоды. Следовательно, коррекционно-педагогическая помощь
и поддержка такой семьи предполагает длительную, тщательную, кропотливую работу
всех специалистов Центра.
В заключении хочется отметить, что первая встреча каждого специалиста
нашего центра с семьёй чаще всего не последняя. После получения ответа на один
вопрос у родителей, как правило, возникает потребность во второй и третьей
встрече. Поэтому наша основная задача заключается не только в
предоставлении родителям готовых рецептов по любой проблематике,
современной, своевременной и достоверной педагогической информации, но и в
умении пробудить и поддержать у родителей интерес к совместной деятельности со
своим ребёнком дома, в формировании практических навыков.